среда, 17 октября 2018 г.

Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – требование ФГОС общего образования: опыт регионов»



Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – требование ФГОС общего образования: опыт регионов», состоявшаяся в рамках образовательного форума «Я живу в Хабаровском крае», завершила свою работу. В ней приняли участие представители 11 муниципальных районов Хабаровского края, специалисты Амурской, Еврейской автономной и Магаданской областей, Приморского края, г. Москва.
Участники обсуждали вопросы, связанные с эффективным использованием инструментов и технологий организации проектной и исследовательской деятельности, адаптацией действующих программ к цифровой специфике и новой грамотности.
 Два дня конференции проведены в разных форматах:  интерактивные лекционные «погружения», работа секций, мастер-классы, посвященных различным аспектам проектно-исследовательской деятельности, работе с новыми видами грамотности: математической, читательской, естественно-научной, цифровой. По инициативе ХК ИРО в программу были включены модули модельного семинара для представителей муниципальных команд Хабаровского края.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Виктория Георгиевна Хлебникова, заместитель министра образования и науки Хабаровского края, в своем выступлении  она подчеркнула, что в  повестке Форума  главное - обеспечение роста фундаментальных показателей качества образования, повышение его конкурентоспособности  на Дальнем Востоке, Хабаровском крае.





Несколько тезисов спикеров.

Жанна Борисовна Кузнецова, проректор  КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития  образования»  назвала презентацию «Как попасть в мировую десятку лучших?» и обозначила в ней вызовы, стоящие перед образованием в XXI веке: многократно выросшие объемы знаний и их легкодоступность дают учащимся  возможность получать информацию очень быстро. В этих условиях важной задачей образования становится не столько передача контента, сколько обучение навыкам отбора достоверной информации и надежных источников, а от педагога требуется и самому постоянно учиться, чтобы эффективно сочетать теорию с новейшими практическими подходами и отказываться от устаревших, неэффективных методик, прирастая новыми компетенциями.



  


Гузман Евгений Витальевич, первый проректор КГАОУ ДПО "Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования" подчеркнул, что организация проектного обучения повышает эффективность обучения, мотивирует обучающихся. В результате правильно организованной проектной деятельности « прокачиваются»  компетенции, которые помогают работать, развиваться, адаптироваться к будущему, получить профессию, позволяющую выпускнику самореализоваться и стать успешным в обществе будущего.





Конкурентоспособное образование требует сформировавшейся математической культуры, аналитического и инженерного мышления. Для формирования личности, имеющей компетенции, которые помогут реализовать себя в новой реальности, необходима способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах,  включая математические рассуждения, использование понятий, процедур, фактов и инструментов, уверенно включилась в диалог Монина Мария Дмитриевна, к.ф.-м.н. ведущий научный сотрудник  Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН.


Черемухин Петр Сергеевич, директор МОУ "Инженерная школа" г. Комсомольск-на-Амуре рассказал о секретах в
области организации инженерной деятельности, технологиях, пробуждающих у школьников интерес, позволяющих ощутить волшебство в работе инженера. Докладчик представил первую на Дальнем Востоке модель инженерной школы.







Опытом работы по роботостроению поделился с участниками конференции Цымбалюк Тарас Михайлович, учитель технологии МОУ СОШ № 14 г. Комсомольск-на-Амуре. Конкретные рекомендации докладчика на первый взгляд были достаточно просты: использование роботов на разных учебных предметах. Простые шаги в робостроении позволяют добиться важных результатов – лучше понимать своих учеников, делать процесс обучения интересным и значимым для всех участников.

Виртуальная лекция Добряковой Марии Сергеевны, к.п.н., руководителя проекта ВШЭ г. Москва, еще раз заставила обратиться к понятиям «универсальные компетентности и новая грамотность», как говорят участники, «чему учить сегодня для успеха завтра».




Кушнир Михаил Эдуардович, член правления Лиги образования, тренер программы Apple Professional Development (г. Москва) в своем выступлении заострил внимание слушателей, на том, что современный мир всё больше становится цифровым. А это означает, что и процесс образования должен также быть цифровым, соответствовать реалиям современного и будущего мира. Цифровой мир позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. О цифровой грамотности и цифровой дидактике, цифровой школе рассуждал докладчик.


Вторая половина дня прошла динамично. Спикеры делились практическим опытом, реализованными и масштабируемыми в крае проектами. «Все, что мы делаем, – ради того, чтобы те, кого мы обучаем, получали от учебы удовольствие, и чтобы это удовольствие было продуктивным»- главный девиз наших коллег.

Романова Светлана Александровна, учитель английского и китайского языка КГАОУ Краевой центр образования, Ионкина Ольга Сергеевна, учитель китайского языка МАОУ гимназия №4 восточных языков г. Хабаровск выступили с проектом «Тропами туманного Альбиона к Поднебесной».









Проект «Дальний Восток – Российская Азия» представила Белоус Александра Владимировна, учитель-дефектолог КГБОУ, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 6» (г. Хабаровск).




Опытом работы по развитию естественно-научной грамотности для становления целостного социально ориентированного взгляда на мир поделилась со слушателями Соболева Зоя Юрьевна, к.б.н., директор школы-интерната для одаренных детей г. Владивосток.








Участники движения «Планета Тайга» г. Комсомольск-на-Амуре пригласила собравшихся к поддержке и участию в экологических проектах.


В целом, широкое представительство спикеров обеспечило актуальное содержание. Муниципальные команды получили возможность выстроить среду взаимодействия с теми, кто им был интересен.


В работе  конференции приняли участие  студенты и преподаватели Хабаровского педагогического колледжа стало возможным благодаря реализации практико-ориентированной модели сотрудничества образовательных организаций края в рамках деятельности проекта «Педкластер 27».  В таких мероприятиях будущие учителя ощущают себя участниками педагогического сообщества, начинают определяться с профессиональными интересами, обогащают свои «личностные и методические копилки».







Второй день, день практической направленности, с вопросами и ответами, стал хорошим продолжением эффективного профессионального общения и поиска совместных решений по преодолению выявленных проблем в обучении новой грамотности. Секции прошли эффективно, поскольку был предложен формат свободного профессионального обсуждения. «Лучший способ пообщаться с практиками - задавать им вопросы о том, что интересно»…Тема презентации Тамары Ивановны Фисенко старшего методиста Центра реализации проектов и программ ХК ИРО обозначена как «Читательская грамотность в контексте исследований PISA». Результат проведенного экспресс-опроса зала во время ее выступления: «назовите основные, самые ценные компетенции современного обучающегося, которые необходимо развивать», продемонстрировали образовательные константы, ожидаемые от ученика во все времена:
  • Умение/желание учиться
  • Умение коммуницировать с командой  • Способность решать проблемы, креативно и критически мыслить.От педагога же сегодня ожидается не столько передача контента, сколько совместное с учеником строительство мыслительного процесса вокруг изучаемой темы в ходе обоюдного обмена информацией и знаниями. Раскрепостив доверием учащегося, педагог получает от него мощную мотивацию к саморазвитию.Наши партнеры, коллеги из Дальневосточной государственной научной библиотеки поделились секретами организации проектной деятельности по воспитанию высокой культуры чтения.
 Завершилась  конференция секционной работой муниципальных команд по направлениям: математическая, естественно-научная, читательская и цифровая грамотность, где были представлены мастер-классы по заявленным направлениям, развернуты дискуссии по выявлению дефицитов, организовано обсуждение конкретных шагов, инструментов по решению обозначенных участниками проблем.
Конференция дала дополнительную пищу для размышления и стала продолжением качественной работы многих специалистов — участников конференции.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – требование ФГОС общего образования: опыт регионов»

Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – требование ФГОС общего образо...